Их несколько. На мой взгляд, очень печально, что большинство дизайнеров, которые сталкиваются с упаковкой, не знают нюансов технологических процессов.
Даже если дизайнер разработал миллион этикеток, этого недостаточно, чтобы придумать креативный конструктив, который можно запустить в производство. Дизайнеру, если он работает с конструктивной частью, важно знать, какие есть виды металлов, дерева, стекла, как они сочетаются между собой, как их можно соединить, комбинировать. В противном случае начинается беготня менеджера между производством и дизайнером, изначальный концепт сильно меняется из-за производственных ограничений.
Мы редко встречаем специалистов, умеющих под ключ выполнить такую задачу, потому что в вузах и на курсах этому не учат.
Наша команда прошла через это несколько лет назад, когда мы только основали агентство. К нам пришел бренд «Сочинский стандарт», который занимался производством пива, пельменей и вареников. Клиенты заказали у нас разработку фирменного стиля и дизайн упаковки. Мы начали работу с пельменей: это была типичная целлофановая пачка, на первый взгляд, ничего сложного. Мы изучили конкурентов, целевую аудиторию, но не запросили техтребования у типографии. В результате нарисовали яркую упаковку с большой красивой фотографией на лицевой стороне.
Заказчикам понравился концепт, но впереди нас ждали трудности: оказалось, что печать будет выполняться методом флексографии, а это значит — ряд ограничений, которые варьируются в зависимости от оборудования. Подрядчики от клиента рассказали, что чем больше фото, тем дороже будет производство, плюс в любом случае объем фотоизображения не должен превышать 15% от всего макета. В итоге нам пришлось переделывать макет.
Когда мы приступили к работе над этикеткой для пива, мы учли предыдущий опыт и первым делом выяснили все особенности печати этикеток для пивных бутылок, запросили технические требования. Оказалось, что не зря: в этикетках используются разные материалы и разные технологии печати, то есть тоже есть много нюансов.
После этой истории мы поняли, что для упаковки хорошее производство важно не меньше, чем красивый дизайн. А поскольку мы отвечаем за конечный результат, то с тех пор работаем только со своими проверенными подрядчиками.
Вторая проблема заключается в том, что заказчики боятся идти на риски, потому что креативить с упаковкой дорого и страшно. Например, если мы говорим об обновлении бутылки для воды — для этого необходимо поменять формфактор, закупить пресс-формы, оборудование. Плюс разработка крутого конструктива минимум в 2−3 раза дороже, так как приходится тратить дизайнерские, производственные и менеджерские ресурсы.
Также, когда речь идет об упаковке, неизменно поднимается тема экологичности. Многие бренды и компании хотят с гордостью говорить, что их упаковка не вредит окружающей среде, так как этот фактор влияет на решение потребителя о покупке. Но здесь все сложно.
Например, один раз нам захотелось сделать упаковку из материала, который используют для упаковки яиц. Это экологичное, безопасное и удобное сырье, но когда мы пришли на производство, оказалось, что из него можно делать только брикеты для яиц. Чтобы изменить технологический процесс, потребуются такие сложные манипуляции и согласования, что стоимость проекта взлетит до небес.